Page 15 - Культурно-образовательное пространство города
P. 15

чему именно городское пространство обладает ценностью
для человека; и др. Действительно, оперирование количе-
ственными характеристиками не в полной мере дает отве-
ты на поставленный выше вопрос. Так, простейшим фор-
мальным критерием выделения города является категория
численности, руководствуясь которой, казалось бы, можно
четко разграничить различные виды поселений. Во многих
странах законодательно закреплен статус городского посе-
ления по численности – в Дании, например, городом может
называться поселение численностью от 250 человек, а в
Японии – начиная от 30 тысяч человек. Если говорить о
протогородских поселениях (Месопотамия), то, числен-
ность жителей составляла несколько сотен человек.

        По правилам, принятым в Российской Федерации,
населенному пункту, чтобы получить статус города, необ-
ходимо иметь не менее 12 тысяч жителей и не менее 85%
населения должно быть занято вне сельского хозяйства.
Тем не менее, в нашей стране существуют исключения из
данного правила в силу сложившихся исторических при-
чин (например, посёлок городского типа Пашковский в
Краснодарском крае, насчитывающий 43,0 тыс. жителей).

        Таким образом, формальные критерии площади и
численности не являются единственными критериями оп-
ределения сущности «город», привнося субъективность в
осмысление большого и малого.

        Категорию «городское пространство» необходимо
рассматривать в рамках социокультурной парадигмы. Под
социокультурной парадигмой мы понимаем совокупность
ценностных установок (мотивов, механизмов, паттернов),
которые влияют на восприятие физического объекта, а
также изменяют данный объект. Исследователь
Ю.Д. Апресян отмечает, что способ восприятия имеет при-
оритет перед действительным положением вещей. Когда
он расходится с фактами, предпочтение при осмыслении

                                     14
   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20