Page 21 - Культурно-образовательное пространство города
P. 21
– географического (город – это, прежде всего, всего ло-
кализованное пространство земной поверхности);
– исторического (город – это пространственное явление,
которое разворачивается во времени);
– социального (город – это пространство, которое явля-
ется результатом действия групп людей);
– ментального (город – это коллективный образ, амбива-
лентный по своей сути – он создается человеком, но он
же и опосредует деятельность человека).
Каждый из указанных «пластов» является объектом
специального (т.е. в рамках определенной науки) исследо-
вания.
В географии городское пространство является клю-
чевым объектом изучения в силу методологической осо-
бенности данной дисциплины – географическая наука изу-
чает природу и структуру земной поверхности, неотъем-
лемой частью которой является городское поселение. По
ироничному высказыванию доктора искусствоведения
В.Л. Глазычева, слово «город» употребляют все, но только
географы точно знают, что они при этом имеют в виду – у
них есть карта, на карте стоит точка, и рядом – надпись
«город»16.
География изучает результаты размещения и про-
странственную организацию артефактов и природных объ-
ектов на Земле. Это позволяет объединять все географиче-
ские науки, которые изучают как законы природы, так и
законы функционирования хозяйства и общества. Предме-
том исследования являются территориальные системы: го-
родские агломерации, транспортные системы, промыш-
ленные районы и др. – в экономической географии; клима-
16 Глазычев, В. Л. Представление о городе и технологии управления
средовым развитием. Типология городов [Электронный ресурс] / В. Л.
Глазычев. – Режим доступа : http://www.glazychev.ru/courses/1998-10-
30_predstavlenie_o_gorode.htm.
20