Page 13 - Культурно-образовательное пространство города
P. 13
Оперируя категорией «социокультурность», мы
придерживаемся традиции отечественного исследователя
П. Сорокина, который одним из первых предложил рас-
сматривать «социальное» и «культурное» в нерасчлененном
виде7. «Социокультурное» невозможно рассматривать обо-
собленно, т.к. подобный дискурс был бы абсурдным (тер-
мин, используемый П. Сорокиным). Любая организованная
группа – социум – обязательно обладает «набором» ценно-
стей (религиозными, моральными, эстетическими, экономи-
ческими), которые являются элементами культуры.
По нашему мнению, социокультурное пространство
как (ре)транслятор культурных ценностей наиболее репре-
зентативно представлено городской формой организации
жизни общества. В настоящее время город является доми-
нирующей формой организации человеческой социокуль-
турной активности. С древнейших времен вплоть до сере-
дины XIX века число горожан не превышало и 7%. По
прогнозами экспертов ООН в ближайшие 25 лет доля го-
родского населения может составить 80% от всех жителей
планеты, сосредоточенных при этом всего на всего на 3-х%
площади суши.
Основная проблема нашего исследования заключа-
ется в трудности дать точное и исчерпывающее определе-
ние дефиниции «городское пространство». Так, один из
авторитетов науки о городе Л. Мамфорд сформулировал
совокупность представлений об объекте нашего исследо-
вания: «Никакое одно определение нельзя приложить ко
всем его проявлениям, и никакое одно описание не может
охватить его превращения от зародышевого социального
ядра до сложных форм его зрелости и физического разло-
жения преклонного возраста. Происхождение города тем-
но, большая часть его прошлого похоронена или стерта
7 Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество [Текст] / П. А. Со-
рокин. – М. : Политиздат, 1992. – С. 219.
12