Page 18 - Культурно-образовательное пространство города
P. 18
зации человеческого опыта, реализующегося в культурных
артефактах, информационных системах и формах челове-
ческого поведения – ритуалах, обычаях, традициях. Клю-
чевым в данном случае является понятие «смысла». Это
тем более актуально, если учитывать, что «культура», в
противоположность «природе», выражается в «символиче-
ской форме».12.
Уникальность города как среды, в которой постоян-
но «рождаются» новые смыслы, очевидна. Такое понима-
ние семиотического явления подтверждается высказыва-
нием С.П. Гурина: «реальность горожанина – это символи-
ческая реальность. Труд горожанина – это, прежде всего,
работа с символами. Город – это место, где преобладает
символическая деятельность: мифология, религия, идеоло-
гия, искусство, кино, реклама, виртуальная реальность»13.
В рамках семиотической науки, любое пространст-
во, в том числе и культурное, можно рассматривать как
знаковую систему, текст. В отечественной науке этот под-
ход был предложен Ю. Лотманом и другими представите-
лями тартуско-московской семиотической школы. Но
«культурный текст» понимается гораздо шире текста лин-
гвистического. Общим остается то, что понятие знака рас-
сматривается первоэлементом всякой семиотической сис-
темы. Такое представление о тексте восходит к Пирсу –
Моррису.
По мнению Ю.М. Лотмана, для языкознания, опе-
рирующего, например, единицами фонетики и их графиче-
ской закрепленностью как соотношением планов содержа-
12 Кассирер. Э. Философия символических форм [Текст] : в 3 т. / Э.
Кассирер ; пер. с нем. С. А. Ромашина. – М. : Унив. кн. ; СПб. : Унив.
кн., 2001. – Т. 1 : Язык. – С. 45.
13 Гурин, С. П. Образ города в культуре: метафизические и мистиче-
ские аспекты [Электронный ресурс] / С. П. Гурин. – Режим доступа :
http://www.comk.ru/HTML/gurin_doc.htm.
17