Page 19 - Культурно-образовательное пространство города
P. 19

ния и выражения, оба плана оказываются сущностно важ-
ными. В семиотике культуры план выражения в лингвис-
тическом понимании не всегда присутствует и обладает
меньшей значимостью. В культурологии текст понимается
как совокупность различных кодовых языков, природа ко-
торых различна. Так, в семиотике культуры может рас-
сматриваться соединение «языка» танца и жеста, при этом
полученный текст называют «текстом ритуала», или при
симбиозе музыки и слова рождается танец, со своим ори-
гинальным языком. Тексты такого типа намного богаче
любого языка в чистом виде, поскольку при «декодирова-
нии» / «дешифровке» они обладают обширной смыслооб-
разующей природой. И действительно, одно и то же явле-
ние в различных культурных традициях будет обладать
различной смысловой наполненностью в силу различия
кодовых систем.

        Исходя из особого понимания текста в культуроло-
гии, Ю. Лотман приписывает ему своеобразные функции.
Первая и главная функция любого текста – это передача
имеющейся информации. Вторая функция – создание но-
вой информации. Известно, что остановка – это движение
назад, поэтому если текст не будет подвергаться постоян-
ному обновлению, он может потерять статус культурно
ценного. Третья функция текста – сохранение памяти.
Текст в данном случае представляется не только неким ге-
нератором культурных смыслов, но и конденсатором куль-
турной памяти. «Текст обладает способностью сохранять
память о своих предшествующих контекстах»14.

        «Текст» города включает в себя множество элемен-
тов как физические объекты (архитектурные доминанты,
например), так и нематериальные, составляющие «город-

14 Лотман, Ю. М. Избранные статьи [Текст] : в 3 т. / Ю. М. Лотман. –
Таллинн : Александра, 1993. – Т. 1 : Статьи по семантике и филологии
культуры. – С. 162.

                                     18
   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24