Page 11 - Культурно-образовательное пространство города
P. 11

Глава I. Город как социокультурный феномен

   1.1. Теоретико-методологический анализ категории
  «городское пространство»: социокультурный аспект

        Проблема пространственности является одной из
фундаментальных в современной науке. Дискуссии о том,
что есть пространство и какова его природа ведется на
протяжении всей человеческой истории. Можно отметить,
что парадигматические изменения в представлении о
структуре мироздания во много основываются на том, что
понимали в конкретное время под дефиницией «простран-
ство». Немецкий философ И. Кант, размышляя о взаимо-
отношениях человека и пространства, писал о том, что не-
возможно составить представление об отсутствии про-
странства1. Пространство ― настолько «труднопостижи-
мое» и «всеобъемлющее» явление, что И. Гете называл его
«первофеноменом», перед которым человек испытывает
своего рода испуг, и чуть ли не ужас2. Исследователь
В.Г. Гак отмечает, что «пространство организуется вокруг
человека, ставящего себя в центр макро- и микрокосмоса.
Это одна из первых реалий бытия, которая воспринимается
и дифференцируется человеком...»3.

        В классической материалистической философии
(И. Гегель, Л. Фейербах, И. Кант, Ф. Шеллинг, И. Фихте)
пространство определяется как форма бытия материи, ха-
рактеризующая ее протяженность, структурность, сосуще-
ствование и взаимодействие элементов во всех материаль-

1 Кант, И. Критика чистого разума [Текст] / И. Кант ; пер. с нем.
Н. Лосского. – М. : Эксмо, 2006.
2 Гёте, И. Максимы и рефлексии [Текст] : об искусстве / И. Гете //
Собр. соч. : в 10 т. / И. Гёте. – М., 1980. – Т. 10. – С. 423-432.
3 Гак, В. Г. Языковые преобразования [Текст] / В. Г. Гак. – М. : Яз. рус.
культуры, 1998. – С. 670.

                                     10
   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16