Page 12 - Культурно-образовательное пространство города
P. 12
ных системах. Пространство существует a priori: это онто-
логическая категория. Вся деятельность человека осущест-
вляется в пространстве, все ощущения лежат в рамках про-
странства4.
Процесс формирования представлений о природе
пространства не ограничивается либо только научными
открытиями, либо философскими максимами. Это двусос-
тавный процесс, объединяющий два начала – «эпистему»
(от науки) и «софию» (от философии)5. Так научные от-
крытия, интерпретирующие природу пространства, непре-
менно находили отражение в философских концепциях.
Vice versa, философские размышления являются катализа-
тором дальнейших физико-математических обоснований
теории.
Онтологический интерес к категории пространства
расширил данное понятие настолько, что данное понятие
встречается не только в философии или точных дисципли-
нах, но и в науках гуманитарного цикла. Например, объек-
том исследования становится «социокультурное простран-
ство», «образовательное пространство», «художественное
пространство» и его особый вид – «хронотоп».
В дефиниции «пространство», наиболее актуальной
для нас является ее социокультурная составляющая. Так,
отечественный философ П. Флоренский отметил, что «вся
культура может быть истолкована как деятельность орга-
низации пространства»6.
4 Брокгауз, Ф. А. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
[Текст] : соврем. версия : в 82 т. / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. – М. :
Терра, 2000-2004.
5 Поппер, К. Миф концептуального каркаса [Текст] / К. Поппер // Поп-
пер К. Логика и рост научного знания : избр. работы / К. Поппер. – М.,
1983. – С. 445-467.
6 Флоренский, П. А. Анализ пространственности и времени в художе-
ственно-изобразительных произведениях [Текст] / П. А. Флоренский. –
М. : Прогресс, 1993. – С. 55.
11