Page 6 - Культурно-образовательное пространство города
P. 6

Культурный и цивилизационный «багаж», накопленный
человечеством, «хранится» и транслируется городом.
Связь «человек – город», как нам кажется, является амби-
валентной. Город – это и субъект, и объект – одновремен-
но. В одно и то же время он создается, обустраивается
людьми в соответствии с их требованиями, а также сам
влияет на человека – обуславливает его поведение, оказы-
вает воздействие, в частности, на ментальном уровне.

        Сложность поставленной проблематики подразуме-
вает комплексный и междисциплинарный подход. Дейст-
вительно, город является объектом изучения многих наук:
географии, социологии, истории, психологии и др.

        Итак, мы рассматриваем город как культурно-
образовательное пространство, центральная функция кото-
рого – воздействие на человека.

        Однако следует оговориться, что на наше исследо-
вание повлияли представители других социальных и гума-
нитарных традиций. Рассмотрение культурно-
образовательного потенциала городского пространства да-
ет нам возможность анализировать и систематизировать
уже имеющиеся в научном арсенале знания.

        В рамках исторической парадигмы городское про-
странство рассматривается: Ж. Ле Гоффом и «школой Ан-
налов», О. Тьерри, Ф. Гизо, Г. Маурер, С. Костов, Л. Мам-
фордом – в западной исторической традиции. В отечест-
венной исторической науке – Л.Н. Гумилевым, А.А. Сва-
нидзе, С.М. Стамом.

        Социологическая парадигма разрабатывалась в тру-
дах П. Бурдье, П. Бергера, М. Вебера, Э. Дюргейма,
Т. Лукмана, Г. Зиммеля, В. Зомбарта. Существенное влия-
ние оказали работы представителей Чикагской школы
(Э. Берджесс, Л. Вирт, Р. Макензи, Р.Э. Парк), которые
сформировали отдельное направление в науке – городскую
социологию.

                                     5
   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11