Page 25 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 25
ственную значимость и стремится влиять на судьбу «цело-
го». Таким образом, он на этом этапе превращается в фор-
му существования национальной культуры, одновременно
обеспечивая ее развитие, сохранение внутреннего дина-
мизма. Другой формой влияния региона может быть ис-
полнение им специфической хозяйственно-экономической
роли (например, обеспечение выхода к Балтийскому морю
или к Тихому океану), иногда с политическим оттенком
(«уральский» или «петербургский» след в политической
истории современной России). Еще одно проявление по-
добной тенденции связано со стремлением представителей
региональных культур оказывать влияние на изменение
духовного климата в стране в целом. На наш взгляд, такой
феномен русской культуры 70-х гг. ХХ в. как появление
сибирских писателей-«деревенщиков» стал не только яв-
лением в искусстве, но и выступил индикатором нравст-
венного состояния общества.
Интересно, что не всякий регион продуцирует свою,
региональную культуру. Так, можно говорить о регио-
нальной культуре применительно к Уралу, Сибири, Югу
России. Однако области центральной России не могут
быть рассмотрены как феномены региональной культуры,
исторически они находятся в рамках «материнской» рус-
ской культуры. Отдельными территориями можно назвать
Русский Север, который воспринимается как квинтэссен-
ция русской культуры, связанный с другим древнерусским
центром – Новгородом, и собственно столичные центры –
Москву и Петербург.
Принадлежащие региональной культуре личности и
произведенные в ее рамках артефакты становятся опреде-
ленным образом маркированными: они получают статус
атрибутов данной культуры. Не отрицая их национальной
принадлежности (феномены русской культуры), они ста-
новятся еще и региональными репрезентантами. Это при-
24