Page 24 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 24

гда, когда люди активно осваивают территорию в ходе
практической деятельности и начинают ее осознавать как
«свою».

         Жители из разных областей страны, являясь носи-
телями, с одной стороны, «материнской культуры», с дру-
гой, привнесенных в нее особенностей, связанных с ме-
стом прежнего проживания (это лучше всего представить
на примере языка, существующего как единый, общий для
всех носителей, и диалектный, характерный для данной
местности), стремятся адаптироваться к конкретным фор-
мам существования, однако сохраняют в различных куль-
турных формах (от одежды и жилища до языка и обрядно-
сти) черты прежней жизни.

         На следующем этапе начинает осознаваться «связь
с местом», выражающаяся в определенных способах хо-
зяйствования, в организации социальной жизни. Вступая в
межкультурную коммуникацию с коренными народами и
переселенцами из других регионов, люди начинают осоз-
навать собственную идентичность, принадлежность дан-
ному пространству. На этом этапе формы жизни еще несут
особенные черты тех мест, из которых переселились люди.
Этот этап можно рассматривать как переходный от куль-
туры региона к региональной культуре.

         Четвертый этап отличается тем, что люди, живущие
в конкретном месте, воспринимают его как свою родину,
происходит обретение региона как «смысла-для-себя». Ха-
рактер производства и социальной жизни, осознание соб-
ственной особенности и значимости в судьбе страны,
сформировавшийся этос и нашедшие свое воплощение эс-
тетические ценности – все это дает право называть культу-
ру жителей конкретного региона региональной.

         Следующий этап связывает национальную и регио-
нальную культуру новыми по характеру связями: не пред-
ставляя себя вне «большого целого», регион ощущает соб-

                                     23
   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29