Page 28 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 28
Понимая под социальными явлениями особые соци-
альные взаимоотношения и/или взаимодействия, мы может
описывать региональную жизнь как их проявление. Можно
рассматривать характер производства или способы воспи-
тания как специфические социальные явления, приобре-
тающие в определенном пространстве своеобразные черты
(«объективировавшееся бытие» Духа, воплотившегося в ту
или иную «вещественную» и «осязаемую» форму, по
П. Сорокину).
Анализ социального пространства региона позволя-
ет увидеть его как единство различных сфер: экономики,
политики, образования, здравоохранения, социальной за-
щиты и пр., для которых сущностно значимым становится
субъект действия («агент», по П. Бурде). Он вступает во
множественные социальные взаимодействия, его творче-
ски-преобразующая деятельность определяет характер
функционирования социального пространства.
Региональное пространство не может быть описано
исключительно как социальное. Необходимо включить со-
ставляющую культуры. Известная двойственность в опре-
делении культуры как специфической сферы социальной
практики (ведомственная принадлежность – Министерство
культуры) и особого способа жить приводит не только к
терминологической путанице, но, что более значимо, к не-
допониманию связи социального и культурного. Мы сле-
дуем традиции П. Сорокина, который считал, что в основе
социальной жизни лежит система ценностей, продуцируе-
мая культурой. В этом смысле региональный социум – про-
дукт региональной культуры. Следовательно, региональ-
ное пространство мы можем рассматривать как взаимообу-
словленное единство социального действия и его ценност-
ной основы. Артефакты или социальные связи, микросо-
общества или способы ведения хозяйства – все может рас-
27