Page 22 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 22

следовательская традиция, позволяющая говорить, что
процесс самосознания региональной культуры идет доста-
точно интенсивно. Тот факт, что административно и поли-
тически восточные от Урала территории не были выделе-
ны в отдельные административные единицы (губернское и
уездное деление носило формально-административный ха-
рактер) и самостоятельности ни политической, ни эконо-
мической, по сути, не имели, привело прежде всего к росту
историко-культурных исследований регионов.

         В процессах осмысления региона как специфическо-
го историко-географического пространства необходимо
учитывать, как происходит процесс его «выделения» из об-
щего мира национальной культуры. Особую роль начинают
играть «адаптивно-адаптирующие» (Э. Маркарян) механиз-
мы культуры, действие которых можно обнаружить, если
обратиться к историческому опыту отдельных людей и
микро-сообществ. Содержательный анализ географической
среды дает материал об адаптации к конкретным природ-
ным условиям, выработавшейся на протяжении историче-
ского развития отдельной культурной общности и нашед-
шей свое воплощение в формах духовного освоения мира и
в материальных артефактах; обращение к исторической гео-
графии позволяет проанализировать феномен межкультур-
ной коммуникации; описание ценностно-нормативной сис-
темы, транслируемой обществом индивиду и усваиваемой
(или не усваиваемой) им, делает возможным связать воеди-
но «ядро» культуры и его актуальное состояние; обращение
к социально-психологическим особенностям личности от-
крывает способы самоидентификации личности и формы ее
самоактуализации в конкретной исторической ситуации.

         Освоение территории России в восточном направ-
лении дает обширный материал, иллюстрирующий про-
цесс становления пространства культуры.

                                     21
   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27