Page 20 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 20
социокультурный. Регион как единица целой страны6 мо-
жет быть осмыслен в том числе и как «ментальная конст-
рукция», т.е. как представление о конкретном, географиче-
ском пространстве, закрепленном в сознании людей. В та-
ком контексте проблема освоения территории становится
актом ее «присвоения».
Люди, осваивавшие новые территории, не ощущали
своей оторванности от России, напротив, они считали себя
русскими. Процесс продвижения, например, на восток и
землепроходцами, и пришедшими вслед за ними насельни-
ками, и мыслителями XIX в. понимался как процесс «роста
России». Об этом можно прочитать и в работах историка и
известного просветителя Сибири XVIII в. П. Словцова, и у
Н. Надеждина в «Опыте исторической географии Русского
мира», и у Н. Данилевского в книге «Россия и Европа».
Последний, в частности, замечал, что новые территории не
ведут к созданию новых центров русской жизни, а лишь
расширяют ее «единый и неделимый круг». То есть самый
процесс включения огромных пространств не восприни-
мался поначалу как колонизация в ее европейском смысле
слова, а различия между центром и новыми территориями
воспринимались исключительно в контексте экономиче-
ского развития.
Однако проблема оказалась сложнее. В силу того,
что в различных областях были разные природно-
географические условия, возникали различия в бытовом и
хозяйственном укладе, а кросскультурные связи пришлого
и старожильческого населения становились одним из фак-
торов, обусловливающих специфические формы жизни.
Так постепенно на единой территории России, в единых
административных границах русского государства, людь-
6 Более подробно о характеристиках региона см. нашу работу «Фено-
мен региональной культуры: поиск качественных границ и языка опи-
сания» (Екатеринбург, 2003), с. 8-10.
19