Page 21 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 21

ми, осознающими свое единство с центральной Россией,
рождаются особые формы культурной жизни. Можно было
бы сказать, что происходит процесс становления новых
культур, но это не совсем так. Это скорее процесс возник-
новения вариантов единого инварианта – русской культу-
ры. Таким образом, можно говорить о том, что фактически
формируется и начинает существовать, постепенно выде-
ляясь из общего мира русской культуры, но не порывая с
ним, особая культура – региональная. Региональная куль-
тура рассматривается нами как пространственно закреп-
ленное целое, определяющее «лицо региона». Парадок-
сальность существования региональной культуры нам ви-
дится в том, что достаточно длительное время носители не
осознают ее как нечто особенное.

         В этом особенность и специфичность региональной
культуры. Она становится, прежде всего, как форма бытия
– культура региона – специфическая форма существования
социума и человека в определенных пространственных ко-
ординатах, опирающаяся на историческую традицию,
формирующая систему ценностей, продуцирующая тип
личности. В таком качестве она может продолжать суще-
ствовать достаточно долго, не акцентируя свою специфич-
ность как характеризующую локальный социум. Только
поднявшись до уровня самосознания, она превращается в
региональную культуру (другое дело, что процесс вызрева-
ния самосознания культуры может быть достаточно дли-
тельным). В этом кроется известная парадоксальность ре-
гиональной культуры как феномена, существующего на
значительных этапах своего развития и «внутри» нацио-
нальной культуры и «наряду» с ней.

         Ситуация осмысления и осознания своей специ-
фичности жителями Урала, Сибири, Дальнего Востока свя-
зана с ростом общественного самосознания во второй по-
ловине XIX в. К 20-м гг. ХХ в. возникает определенная ис-

                                     20
   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26