Page 26 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 26

сутствует в личностных характеристиках (ср. закреплен-
ные в обыденном сознании – «москвич», «петербуржец»,
«сибиряк», «донской казак») и в артефактах (камнерезное
искусство как «визитная карточка» Урала).

         Региональное пространство будет пониматься на-
ми как территориально закрепленное «место культуры»,
воспроизводящее ее ценности и смыслы. Региональная
культура, определяемая условиями существования людей
и определяющая формы их существования, становится ин-
тегрирующим началом жизни конкретной территории.

         Понятия «территория» и «пространство» обычно
понимаются как синонимы. Однако сегодня делается по-
пытка их разграничения7. Основанием для дифференциа-
ции выступает очерченность границ: территория понима-
ется как ограниченная часть земной поверхности, а про-
странство – как ее внутреннее наполнение. В этом смысле
регион нами понимается как территориальное образование,
пространство которого – региональная культура.

         Когда мы описывали трансформации «материнской»
культуры в «региональную», мы последовательно раскры-
вали специфику освоения регионального пространства – от
физического к символическому. Однако есть необходи-
мость раскрыть и несколько иную плоскость существования
регионального пространства – социокультурную.

         Отправной точкой в анализе региона становится
специфика географической среды (физическое пространст-
во). Природно-климатические условия, наличие тех или
иных полезных ископаемых, особенности ландшафта – все
это становится серьезными предпосылками для развития

7 См., например: Программа Президиума Российской Академии наук
«Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской
Федерации: междисциплинарный синтез» // Регион: экономика и со-
циология. 2009. № 2. С. 166-178.

                                     25
   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31