Page 27 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 27

определенного типа жизнедеятельности и способов хозяй-
ствования на данной территории. Особую значимость на
этом этапе приобретают вопросы заселения территории,
взаимоотношений человека и ландшафта, проблемы этно-
генеза. Возникающие в процессе преобразования природ-
ной среды типы поселений, особенности застройки, спе-
цифика хозяйственно-бытовой деятельности и т.п. создают
новую, не свойственную собственно ландшафту, но при-
сущую именно миру культуры, среду существования опре-
деленного человеческого сообщества.

         Другим важнейшим условием, определяющим об-
лик региональной культуры, является формирующаяся
здесь специфика социальных отношений и связей, вклю-
чающая особенности социальной структуры, социального
статуса личности, системы и форм коммуникации. Поня-
тие «социальное пространство», введенное в научный оби-
ход работами П. Бурдье, может быть рассмотрено как осо-
бый тип ментального, интеллектуально промысленного
пространства, в котором проявляется характер социальных
процессов и явлений. Как справедливо отмечает Н. Шмат-
ко, «социальное пространство» конструируется каждый
раз как… форма выражения и обобщения имеющейся в
распоряжении социолога эмпирической информации. Оно
в каждом конкретном случае может быть и одномерным, и
многомерным пространством с любым числом измере-
ний»8, выступая своеобразным «ансамблем структур»,
обусловливающих социальные явления.

8 Pierre Bourdieu. Espace social: Champs et pratiques. Пьер Бурдье. Соци-
альное пространство: поля и практики. Сборник статей. Составление,
общая редакция перевода и послесловие Н. А. Шматко. – М., 2005.
URL: Центр гуманитарных технологий. http://gtmarket.ru/laboratory/
basis/3707/3708

                                     26
   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32