Page 23 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 23

Для описания данного явления введем ряд опреде-
лений. Прежде всего – понятие «материнской культуры».
Мы будем использовать его как синоним «русской культу-
ры центрально-европейской России». Региональная куль-
тура генетически связана с национальной культурой, соот-
ношение национальной культуры и ее регионального вари-
анта может быть рассмотрено как связь общего и особен-
ного. Эта связь носит диалектический характер: на разных
этапах и уровнях их взаимодействие проявляется по-
своему, то определяющим «лицо культуры» становится
общенациональная, то региональная культура.

         Чтобы в определенном освоенном пространстве
сложилась региональная культура, «материнская» культу-
ра должна пройти несколько этапов.

         Первый этап – это включение данного географиче-
ского пространства в поле освоения «материнской» куль-
туры (ситуация «открытия» в той или иной степени харак-
терна для многих регионов России: осваиваются Урал, Си-
бирь, Дальний Восток, Юг России, в более позднее время –
территория Восточной Пруссии – Калининградская об-
ласть). Вторая – это освоение новой родины переселенца-
ми (миграция населения из Центральной России и Русско-
го Севера на Урал и дальше в Сибирь, освоение южнорус-
ских земель казаками, украинцами, белорусами).

         На этом этапе происходит физическое и символиче-
ское включение территории в состав России. «Физическое»
– включение территории в административный состав рус-
ского государства – намного предшествует «символиче-
скому». «Символическое» – обретение смысла существо-
вания людей, связанного с местом их жизни, с представле-
нием о роли, которую призвана играть данная территория в
судьбе страны (быть «кладовой» природных богатств, как
Урал или Сибирь, выполнять функцию охраны рубежей,
южных, восточных или западных) – приходит позже, то-

                                     22
   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28