Page 19 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 19

В то же время во второй половине XIX в. начинает-
ся процесс осознания необходимости более тесной инте-
грации с центральной частью России и возможности само-
стоятельного полноценного развития. Важными вехами на
этом пути становятся строительство Транссибирской же-
лезной дороги, связавшей центральную часть страны с ее
восточными рубежами (министр финансов С. Витте докла-
дывал Николаю II о «необозримых перспективах» для ко-
лонизации, которые открывает строительство Транссибир-
ской магистрали), и столыпинские реформы, составной ча-
стью которых было переселение в Сибирь.

         Необходимость ускоренного освоения огромных
земель была связана, в том числе, и с ростом самосознания
жителей этих регионов. На протяжении второй половины
XIX – начала ХХ в. формируется так называемое «сибир-
ское областничество» – система взглядов части местной
интеллигенции на перспективы развития «области» (или в
современном прочтении – «региона») в составе российско-
го государства.

         Г. Потанин, Н. Ядринцев, С. Шашков, Н. Щукин
пропагандировали концепцию другого – не имперского, а
федеративного устройства России, создающего возможно-
сти для территориальной самостоятельности отдельных ее
«областей». Явление сибирского областничества было не
единственным в истории России. Рост самосознания тер-
риторий на рубеже XIX–XX вв. шел во всей Российской
империи, а революции выступали катализатором многих
произошедших событий. Так, свое право на автономию
провозглашали казаки в различных районах страны, Даль-
невосточная Республика, на Урале в это же время создает-
ся Областное Правительство (1918 г.).

         На наш взгляд, проблема освоения пространства все
еще не до конца осознана. Помимо явных географического
и административно-экономического аспектов, существует

                                     18
   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24