Page 18 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 18

данные Н. Бердяевым, о «подавленности» русской души
«необъятными русскими полями и необъятными русскими
снегами», об «ушибленности» русской души ширью, и
И. Ильиным, о том, что в «обилии пространств, племен и
людей» крылась опасность, состоявшая в том, что не хва-
тало времени «проработать это обилие», «извлечь из него
скрытые силы».

         Историческое развитие страны шло по пути экстен-
сивного расширения: за пятьдесят лет XVI в. русские зем-
лепроходцы прошли от Уральского хребта до Тихого океа-
на свыше 7 тыс. км (пространство, сопоставимое со всей
Западной Европой). И, как следствие, огромные террито-
рии не успевали осваиваться. Сложный процесс колониза-
ции, «прирастания России Сибирью» приобретал специ-
фический характер: огромные незаселенные просторы не-
обходимо было не только административно «включить» в
границы империи, но «превратить Сибирь в Россию»
(А. Ремнев). Это процесс не столько военно-политического
или экономического свойства, сколько и по преимуществу,
социокультурный.

         Расширение границ Российской империи создавало
беспрецедентную культурную ситуацию – на территории,
как казалось, единой страны существовали «внутренние
колонии», правовой и административный статус которых
определяется сравнительно поздно – к XIX в., а отсутствие
развитых транспортных и иных коммуникаций усложняло
процесс взаимодействия с «метрополией». Геополитиче-
ские интересы империи требовали сохранения огромных
территорий страны (в связи с этим Н. Бердяев писал о
«чувстве безопасности»). С другой стороны, «сохранение»
было возможно только при условии развития территорий.
Однако длительное время единство страны обеспечивалось
только «страшной централизацией» (Н. Бердяев), подчине-
нием всей жизни государственным интересам.

                                     17
   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23