Page 16 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 16
званных плоскостей становится представление о единстве
многообразия, о необходимости преодоления межэтниче-
ских и межконфессиональных противоречий, о ценности
каждой культуры, возникшей на территории огромной
страны. Представление о культуре России как сложной ге-
терогенной системе тесно связанных между собой элемен-
тов приводит к тому, что ее можно описать как историче-
ски сложившуюся целостность, взаимосвязь и взаимообу-
словленность элементов которой приводят к признанию
множественности существующих (или существовавших)
моделей культурного развития.
Так сложилось, что история страны оказалась тесно
связана с все расширяющимся пространством с запада на
восток и с севера на юг. Как отмечал Х. Дж. Макиндер,
рассматривая еще в начале ХХ в. значение расширения
России от Москвы в сторону Сибири, «бросок всадников
через всю Азию на восток был событием, в той же самой
мере чреватым политическими последствиями, как и пре-
одоление мыса Доброй Надежды, хотя оба эти события
долгое время не соотносили друг с другом»4. Классик гео-
политики, географ, он в большей мере уделяет внимание
политическому фактору. В то время как настоятельно тре-
буется осмыслить культурное значение расширения про-
странства страны.
Вопрос о роли пространства в судьбе России имеет
глубокие исторические корни. О влиянии российских про-
сторов на жизнь и судьбу страны и ее жителей писали, на-
чиная с XVIII в., со времени активного расширения границ
страны на восток. Выдающиеся ученые, такие, как
М. Ломоносов, Д. Менделеев, В. Семенов-Тян-Шанский,
видели в территории главное богатство России. Теории за-
падников и славянофилов, осмыслявших путь России либо
4 Макиндер Х. Дж. Географическая ось истории // Классика геополи-
тики, ХХ век. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. С. 25.
15