Page 15 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 15
развития. Если обратиться к географическим и историче-
ским факторам, то мы обнаруживаем, как на одной и той
же территории в разные исторические эпохи возникают
разные культуры, иногда генетически связанные с предше-
ствующими, иногда отрицающие их. В рамках одного по-
литического и социально-экономического целого сущест-
вуют в противоречивом единстве различные культурные
миры, с особыми этническими историями, конфессиональ-
ной принадлежностью и т.п. Более того, говоря о мире на-
циональной культуры, мы постоянно сталкиваемся с диф-
ференциацией на уровне индивидов, обусловленной соци-
альным опытом, системами воспитания, способами само-
реализации.
Создание моделей функционирования национальной
культуры вступает в противоречие с практикой конкретного
бытия, обусловленной наличием сложных связей между от-
дельными социальными или этническими группами, их
притяжением-отталкиванием, общностью и различием ис-
торических судеб, разновекторностью ценностных ориента-
ций. И, может быть, особую трудность вызывает анализ
культуры России, которая по разнообразию культурно-
исторических типов, живших и живущих на ее территории,
типологически близка мировой культуре в целом.
Обращаясь к отечественной культуре, можно выде-
лить несколько плоскостей исследования, в современной
социокультурной ситуации приобретающих особую акту-
альность: Россия как многонациональное единство (с ак-
центом на рассмотрение проблем межкультурной комму-
никации), Россия как поликонфессиональная страна (с ак-
центом на толерантное отношение к представителям иной,
нежели твоя собственная, системы верований), Россия как
общее пространство для жизни представителей многих на-
родов (с акцентом на исторически сложившемся террито-
риальном единстве). Доминантой анализа в любой из на-
14