Page 13 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 13
его округа; район и его области; края, республики, авто-
номные округа; государство и его районы; международное
регионально сообщество и входящие в него государства,
крупные регионы мирового сообщества (Азиатско-
Тихоокеанский, регион стран СНГ и т.д.)»3. Эта много-
уровневость касается, прежде всего, пространственных
различий и связывается с системами управления. На наш
взгляд, территориально закрепленное образование (регион)
обладает значимостью тогда, когда может быть рассмотре-
но как пространство культуры. Как отмечает В. Каганский,
сегодня речь должна идти о региональной герменевтике,
постижении культурных, идеологических и политических
контекстов и смыслов, столь разнообразно представленных
в современном мире.
Мы считаем, что регион представляет собой цело-
стное пространство культуры, отличающееся природно-
географическими и историко-культурными реалиями.
Первые работы, связанные с исследованием отдель-
ных регионов России, были краеведческими. В них особое
внимание уделялось описанию природно-географических,
этнических или хозяйственно-экономических отличий. Се-
годня изучение региона как пространственного образова-
ния углубляется анализом его социально-экономического и
политического развития. Анализ региона как пространства
культуры привел к определению региональной культуры
как необходимого условия и особой формы существования
общенациональной культуры.
В современной гуманитаристике особое место зани-
мают работы, связанные с осмыслением специфического
характера культуры, ее противоречивого единства. Воссоз-
давая образ мировой культуры, исследователи сталкиваются
с разнокачественными и разноречивыми явлениями, нахо-
3 Белова В.Л. Регионоведение. Регионообразующие факторы // Соци-
ально-гуманитарные знания. 1999. № 2. С. 57.
12