Page 11 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 11

(о. П. Флоренский). Такому взгляду способствует не про-
сто изменение границ, в которых существуют отдельные
культуры, но и те трансформации, которым подвергся мир
в эпоху глобализации. Можно сказать, что современный
мир – это сложно структурированное целое, каждый из
элементов которого находится в постоянном движении.

        Глобализация как процесс не просто повлияла на
пространство культуры, но создала новую, по сравнению с
прошлым, ситуацию. Субъективное переживание реально-
сти приводит к ощущению сжимающегося пространства –
близость физически удаленных предметов и явлений, опо-
средованная медиа, предполагает не плоскостную линеар-
ность, но вертикально ориентированное множество. Чувст-
во наполненности пространства, объективированное в сло-
ве, зримом или звучащем образе, символически восприня-
том явлении, перестает «привязываться» к конкретным
географически закрепленным координатам, становясь по
преимуществу ментальным конструктом. В этой связи са-
ма категория «пространство» как будто утрачивает перво-
начальный смысл, превращаясь из количественно измери-
мой в качественно-субъективную.

        Это можно проиллюстрировать хорошо известным
примером. Париж – город на географической карте и «ду-
ховная Мекка». Многочисленные образы города, растира-
жированные кино и фотографиями, умноженные на мыс-
ленные путешествия с героями книг и путевых очерков,
приводят к ощущению присутствия и обладания независи-
мо от того, видели ли вы настоящий Париж, и грозят раз-
очарованием, когда происходит встреча в реальности.

        В то же время анализ пространства культуры пред-
полагает объединение физического и ментального как двух
взаимообусловленных и взаимоопределяющих сфер. Это
видно, например, в обращении к культурному наследию.
Genius loci присущ не только отдельному человеку, но и

                                     10
   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16