Page 10 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 10

пространства в социально-экономических науках занимает
раскрытие закономерностей пространственного развития,
предполагающий междисциплинарный статус исследова-
ний, раскрывающих его многомерность и гетерогенность.
Примером может служить утвержденная на 2009-2011 гг.
Президиумом РАН программа «Фундаментальные пробле-
мы пространственного развития Российской Федерации:
междисциплинарный синтез» (координатор акад.
А. Гранберг).

        Собственно, вопрос о пространстве перешел из
плоскости общих философских категорий, раскрывающих
формы бытия материального мира, в плоскость операцио-
нальную, позволяющую описать и интерпретировать сами
эти формы. В культурологии сущностные характеристики
пространства (протяженность, структурность) осмыслены
конкретно исторически – «пространство культуры» – ско-
рее как определяющие координаты культуры, раскрываю-
щиеся через категории взаиморасположения объектов и
субъективного восприятия существующих форм. Слож-
ность понимания пространства культуры обозначил
А. Пигалев в известной словарной статье энциклопедии
«Культурология. ХХ век»: «Специфика пространства со-
стоит в том, что оно, в отличие от находящихся в нем ма-
териальных предметов, не может быть воспринято с по-
мощью органов чувств, а потому его образ соединен с оп-
ределенными метафорами и обусловлен ими»2. Категория
«пространство культуры» одновременно предполагает
размышление о месте культуры, ее закрепленности в фи-
зическом мире и переживании пространства, реализую-
щемся в символически наполненных феноменах.

        Развитие культуры можно рассматривать как дея-
тельность человека по изменению пространства

2 Пигалев А.И. Пространство культуры // Культурология. ХХ век. –
1996. URL: http://culture.niv.ru/doc/culture/encyclopedia-xx-vek/419.htm

                                     9
   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15