Page 8 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 8
Глава 1. Региональное культурно-
образовательное пространство:
структурно-функциональный анализ
1.1. Региональное культурно-образовательное
пространство: попытка определения
Избирая в качестве ключевого понятия категорию
«пространства» мы опираемся на сложившиеся в европей-
ской философии традиции, начинавшиеся еще от Аристо-
теля. Позже в работах И. Канта, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля
пространство предстало как объект научного размышле-
ния. Изучение фундаментальных основ пространства свя-
зано с работами Э. Гуссерля, М. Хайдеггера. Пространст-
во, характеризующее структурность и протяженность ма-
териальных объектов, является одной из универсальных
категорий, позволяющих более или менее целостно опи-
сать окружающий человека мир. На протяжении ХХ в. фи-
лософами, социологами и культурологами были предло-
жены модели, связанные с осмыслением пространства:
земное или географическое пространство рассматривалось
как проявление архетипов сознания (М. Элиаде); появи-
лись исследования, обращающиеся к «близкому», освоен-
ному человеком географическому пространству (Г. Баш-
ляр); анализировались связи физического и социального
пространства, механизмы «присвоения» (П. Бурдье); само
пространство философской рефлексии стало «географизи-
роваться» (М. Фуко, Ж. Делез и Ф. Гваттари), наполняя
дополнительными смыслами пространство жизни; анализ
семантики пространственных образов («топос» и «логос»
семиотической школы) дал еще одну возможность к пони-
манию взаимообусловленности мира культуры и мира
природы. Особое место заняли исторические исследова-
ния, связавшие географическое пространство и культуру,
возникающую в его координатах (А. Тойнби, Л. Гумилев).
7