Page 66 - Советский миф в судьбе Урала
P. 66

широким слоям предпринимателей вели к застою в местной
экономической жизни. «В борьбе с бюрократическим индиффе-
рентизмом бесплодно угасли самые смелые замыслы,» – с бо-
лью писал по этому поводу крупный пермский судовладе-
лец Н.В. Мешков37. Остро переживая за интересы Отечества
Мешков составил печальный мартиролог многих начинаний
уральских промышленников и транспортников по разработке и
освоению полезных ископаемых, строительству коммерческого
флота, которые были пресечены правительством в зародыше.38

         После захвата власти большевиками эта тема не исчезла,
а напротив, приобрела еще большую остроту. Изменения нача-
лись уже с утверждением уездного Екатеринбурга в качестве
нового центра, «красной столицы» Урала (или «столицы красно-
го Урала»). Перенос центра из административно-чиновничьей
Перми, связанной с прежним режимом, в Екатеринбург, в кото-
ром были сосредоточены важнейшие всеуральские администра-
тивно–хозяйственные органы (горное управление, Бюро съезда
горнопромышленников, Уральский областной военно-
промышленный комитет, областной Совет рабочих и солдатских
депутатов) и областные комитеты политических организаций
(кадетов, эсеров, большевиков) означал не только стремление
новой политической власти к самоутверждению.

         Столица – это некая «точка сбора», где как в фокусе кон-
центрировано выражается существо данного края, области,
страны. Создание нового столичного центра, как правило, отве-
чает потребности поиска новой саморепрезентации территории,

37 Лучше понять, что имел ввиду Мешков, можно, если вспомнить ка-
кие масштабные проекты ему самому все же удалось реализовать. Это:
создание новых пароходных линий в Волжско-Камском бассейне, фи-
нансирование проекта и начало строительства вдоль Уральского хреб-
та железной дороги, призванной соединить Среднюю Азию с Печорой,
налаживание работы нескольких цементных заводов и прочее. При
советской власти, национализировавшей все его предприятия, бывший
«миллионщик» Мешков остался в России, чтобы помочь стране. Обла-
дая подлинно государственным видением, он много лет проработал в
Наркомате путей сообщения.

38 См.: Баяндина Н. Пермь купеческая. – Пермь, 2002. – С.109.

                                             65
   61   62   63   64   65   66   67   68   69   70   71