Page 63 - Советский миф в судьбе Урала
P. 63

За контроль над ними соперничали, с одной стороны, инициа-
торы антибольшевистского переворота – эсеры и меньшевики,
а с другой – набиравшие все больший политический вес каде-
ты, монархисты и представители старого чиновничества, в изо-
билии хлынувшие с осени 1918 г. в государственный аппарат
«белых» правительств.

         Возвращаясь к этой поре, известный советский писа-
тель Вс. Н. Иванов (в 1919 г. вице-директор Русского бюро пе-
чати и редактором двух газет в Перми и Омске) писал: «Гене-
ральная идеология, жесткая, определяющая была только у ком-
мунистов. Она насчитывала за собой чуть не целый век разви-
тия. А что у нас было? Москва – золотая маковка? За века рус-
ской государственности никто не позаботился о массовой рус-
ской идеологии».

         Слабость «белой» пропаганды, несомненно, коренилась
и в противоречивости политики правительств Белой России.
Белогвардейские власти, как и советские, занимались реквизи-
циями, обкладывали крестьян налогами. Свирепые военно-
карательные акции не подкреплялись или почти не подкрепля-
лись осмысленно сформулированной и последовательно прово-
димой системой социальных действий, направленных на раз-
решение насущных проблем в аграрной сфере, в решении рабо-
чего вопроса, в области экономического руководства страной.

         Все это вело к тому, что крестьянство начало выступать
под собственными лозунгами, объединяющими традиционные
программные требования эсеров и призывы к борьбе за Советы
без коммунистов. Вынужденное зачастую выступать в союзе то
с теми то с другими политическими и военными силами, кре-
стьянское движение сохраняло отчетливое сознание различий
своих коренных интересов от политических идеалов как белых,
так и красных.

         Практически на всех территориях, освобожденных
уральскими повстанцами от большевиков, создавались свои
органы местной власти (в том числе и в виде Советов). Этот
кратковременный опыт осуществления на Урале подлинного
народовластия стал выражением способности народа к реаль-
ной самоорганизации, воплощением его заветной мечты о са-
моуправлении!

                                             62
   58   59   60   61   62   63   64   65   66   67   68