Page 62 - Советский миф в судьбе Урала
P. 62
Играли мою пьесу «Хлеб», в которой пропагандировались хле-
бозаготовки для армии.
По режиссерскому замыслу предполагался эффектный
финал одного из актов. Все действующие лица выхватывали
сабли и замахивались на зрительный зал, как на воображаемого
противника. Задуманная мизансцена дала прямо противопо-
ложный результат. Неопытные зрители, увидев обращенные в
их сторону сабли, молча и мгновенного выпрыгнули в окна и
выскочили в двери. Зал опустел.
Во время гражданской войны крестьянам было чего бо-
яться: то приходили колчаковцы, то налетали всевозможные
банды. Но даже и таким финалом спектакля мы были доволь-
ны: его смотрели с напряженным вниманием – пьеса была зло-
бодневная, играли артисты темпераментно. Но, видимо, слегка
«перестарались». Около года вместе с III армией театр колесил
по Уралу»35.
Неудивительно, что большевики оказались лучше дру-
гих готовы к такому повороту событий. Их с полным правом
следовало бы назвать «партией гражданской войны». Полтора
десятилетия после раскола социал-демократической партии они
готовились к этой войне, провоцировали ее (чего стоит хотя бы
лозунг «Превращения империалистической войны в граждан-
скую») и, по существу, вели ее.
В отличие от этого, сибирские руководители Белого
движения долгое время не занимались организацией идеологи-
ческой работы, не обращали внимания на необходимость соз-
дание аппарата распространения пропагандистской информа-
ции. Причина этого лежала, кроме прочего, в отсутствии еди-
ной идейной доктрины белого движения, которая в основном
сводилась к лозунгам: ниспровержения большевизма, взятия
Москвы, Петрограда, ликвидации «комиссародержавия», при-
зывам к созыву Учредительного собрания.
Будущее России представители различных партий и
идейных течений, сотрудничавшие в «белой» пропаганде,
представляли себе по-разному. Более того, вопросы пропаган-
ды у белых стали полем ожесточенной межпартийной борьбы.
35 Александров Г.В. Эпоха и кино. – М., 1983. – С. 8 – 10.
61