Page 252 - Советский миф в судьбе Урала
P. 252

табности этого стального мира отдельному человеку. Тем не
менее, общий пафос этой и других картин Коваленко («Утро»,
«В едином порыве», «Рабочая преемственность») кажется на-
столько безусловным, очевидным, что заставляет заподозрить
их в явной ангажированности, желании следовать «верной ли-
нии».

         Так, в картине «Утро» (1972), открывавшей Всесоюзную
выставку «СССР – наша Родина», молодой рабочий, закончив-
ший ночную смену, встречает в цеху утро нового дня. В его об-
лике нет следов усталости, утомления. Завершенность работы
дает возможность просто и искренне принимать жизнь, высво-
бождая душевные силы юноши. Обаяние юности прекрасно пе-
редано художником в особой созерцательности состояния пер-
сонажа картины, внутренней тишине, охватившей его на мгно-
вение среди заводского грохота, теплых красках словно изнутри
высвечивающих его фигуру среди холодного металла несколько
условного интерьера.

         Лиричный, полный гармонии образ, созданный Ковален-
ко, был, однако, хорошо узнаваемым и схож с подобными ему
многочисленными изображениями «юности», в советском изо-
бразительном искусстве.

         Однако изначально в творчестве Коваленко присутство-
вало нечто большее, не сводимое к декларациям «о труде как
высшей ценности», утверждениям нравственного идеала «чело-
века-созидателя, своими руками строящего новый мир». Уже в
рассуждениях по поводу картины «Индустриальный накал»
(этой «поэме бушующего металла», «гимна всемогуществу че-
ловека») те же критики вынуждены были признать, что сам жи-
вописный строй ее «тяжелых красок» «звучит драматически». А
в картине «В едином порыве» (1975) нельзя не заметить какого-
то слишком «беспокойного ритма» силуэтов сталеваров высве-
ченных горячими отблесками пламени, что «создает ощущение
напряженности происходящего».

         Даже в самых патетических композициях у Коваленко
сохраняется ощущение достоверности и правды жизни. Воз-
можно, потому, что он смотрит на заводской труд не глазами
стороннего наблюдателя или художника, впервые попавшего в
заводскую обстановку. Все, что становится предметом его изо-

                                            251
   247   248   249   250   251   252   253   254   255   256   257