Page 255 - Советский миф в судьбе Урала
P. 255
тофеля» Ван-Гога. Перед нами физически крепкие, выносливые,
естественные, внутренне непротиворечивые люди, восприни-
мающие жизнь как природу, как естественный ход вещей. Дума-
ется, что в данном случае можно говорить о собирательных об-
разах, о народном типе»225.
В 1980-е годы, когда изображение рабочего класса уже
потеряет свою новизну и остроту, когда оно превратится в вя-
лую дежурную «тему труда», питающуюся за счет прямых зака-
зов предприятий, Коваленко напишет картину «С трудовой по-
бедой!», как будто в очередной раз варьирующей известный мо-
тив встречи рабочих после установленного трудового рекорда.
Шахтеры с черными лицами поднимаются из забоя, лица
идущих сзади еще скрыты (в темноте видны только светящиеся
фонари на их фуражках и касках), а шагающие впереди уже вы-
ступают навстречу ожидающего их праздничного оркестра, суе-
тящихся корреспондентов. Казалось бы обычный сюжет, но
только выработавшийся стереотип восприятия сможет поме-
шать увидеть, что в этой сцене идея «прославления» едва ли не
отступит перед явно ощущаемым вызовом, читающимся в твер-
дом шаге шахтеров, прямом, целеустремленном взгляде, не-
улыбчивом лице идущего вереди других рабочего. И зритель
вместе с встречающими должен будет готовиться расступиться,
чтобы уступить дорогу этой колонне, спаянных внутренним
единством людей.
Насколько уверена поступь шахтеров, настолько же не-
основательным, легковесным кажется мир, встречающих их.
Труд шахтеров там, в глубине горы, кладет начало всему ос-
тальному, существующему «на поверхности». По большому
счету он созидает жизнь, создает ее цену, позволяя причастным
к этому труду людям владеть такой правдой о ней, которая не-
доступна всем прочим. В этой рабочей правде будет содержать-
ся вызов прежде всего тем, кто присвоил себе право говорить от
их имени.
225 Там же. С.173. Если теперь оглянуться на предыдущие произведе-
ния Коваленко, например, картину «Утро», то таким ли уж безоблач-
ным представится будущее ее героя – юноши-рабочего...
254