Page 254 - Советский миф в судьбе Урала
P. 254

Уже в неприкрытом виде драматизм существования ра-
бочего человека прорывается в более поздней картине художни-
ка «Разговор после смены».

         Изображенная сцена настолько будничная и мимолетная,
что кажется странным, что она вообще оказалась выделена из
жизненного потока и заключена в рамки живописного холста.
Трое шахтеров на переднем плане, прикуривая на ходу и про-
должая незаконченный разговор, идут вдоль производственных
корпусов. Зафиксированный художником момент, складываю-
щийся из привычных, доведенных до автоматизма действий ге-
роев, ежедневно неторопливо совершающие после смены свой
путь по одному и тому же «маршруту» через заводской двор
(который они давно перестали замечать), растворен в повсе-
дневности существования этих людей. И с тем же правом можно
сказать, что из таких незаметных моментов состоит вся их
жизнь.

         Разговор героев, обычно скорее сводящийся к обмену
полуштливыми репликами, сегодня, как видно, коснулся более
серьезных вещей. Художник не помогает зрителю в его стрем-
лении как-то вникнуть в суть разговора, перенося акцент на дру-
гое. Слов здесь не может быть много, это не досужие разговоры.
У этих людей с утомленными лицами, перепачканных угольной
пылью, сжимающих между черными заскорузлыми пальцами
сигареты слова составляют лишь маленькое звено между дела-
ми, продолжительной самоотдачей, периодами физических и
волевых усилий. И понимание естественности, простоты и чест-
ности этого факта, присутствующее в картине, с необычайной
силой дает прочувствовать характер жизни ее героев, подлин-
ную реальность их бытия.

         «Безумно тяжелый труд, но герои воспринимают его как
естественное состояние, как дышать, курить, ходить по этой
земле. Их лица просты и грубоваты, кажутся вылепленными из
той же материи, что и уральский ландшафт. Угнетенный серым
белый цвет кажется потусторонним и действует на подсознание.
<…> Каменное здание за спиной персонажей столь осязаемо и
рельефно выписано, что кажется угрожающим. Трагическим
ощущением веет от этого холста, не чуждого апокалиптических
настроений, заставляет ассоциативно вспомнить «Едоков кар-

                                            253
   249   250   251   252   253   254   255   256   257   258   259