Page 257 - Советский миф в судьбе Урала
P. 257

служили утверждению какого-то сознательного выбора челове-
ка, самого Урала.

         Картины уральских художников скорее являлись при-
знанием окружающей их жизни, ее обстоятельств как квинтэс-
сенции советской действительности в целом. Последняя теперь
окончательно обрела характер тотальной реальности, особенно
для Урала. Каждый отдельно взятый индивид с рождения имел
дело с почти единственно возможной (в силу незначительной
дифференциации социальной жизни) институциональной про-
граммой и жизненной стратегией, сформированной в недрах
«рабочего края». Навязываемая картина мира и образ уральской
жизни превратились в естественный образ бытия, побег из кото-
рого отдельный индивид мог представить только как побег из
жизни вообще.

         Если для художников «сурового стиля» из других регио-
нов видение действительности как находящейся в становлении
(и поэтому не приглаженной, порой грубой и неэстетичной) бы-
ло подчинено задачам выражения нового мироощущению, а по-
вышенное внимание к теме труда несло в себе дух оппозицион-
ности (стремление предъявить власти ту правду жизни, которая
«глаза колет»). То для уральских художников грубоватость и
монументализм форм, аскетичность цветовых решений в значи-
тельной мере определялись не стилем наблюдения художника
над действительностью, а диктовались самой трудовой жизнью
рабочего края далекой от утонченности и изящества. Естествен-
ная простота, строгость и суровость изображаемой действитель-
ности выступали непременным условием ее подлинности.

         Появление на республиканских и всесоюзных выставках
картин того же Тимофея Коваленко (как и других произведений
о «социалистическом труде», изображавших «современного ге-
роя», «представителей рабочего класса») воспринималось в ка-
честве обязательной «эмблемы», «дежурного» полотна, при-
званного «обозначить тему», чье присутствие объяснялось не-
обходимость отдать дань официальным идеологическим и поли-
тическим требованиям. Вряд ли критики и столичные зрители
могли представлять себе, что за отдельными картинами ураль-
ских живописцев скрывался даже не просто большой пласт со-

                                            256
   252   253   254   255   256   257   258   259   260   261   262