Page 251 - Советский миф в судьбе Урала
P. 251
Можно проследить, как обе указанные тенденции сосу-
ществовали в творчестве отдельно взятого художника, перепле-
таясь и сталкиваясь между собой. Характерный пример здесь –
пермский художник Тимофей Коваленко, в творчестве которого
«рабочая тема» заняла исключительное место.
Биография Т. Коваленко обычная для многих, если не
большинства, уральских художников: родился и жил в глухой
деревушке Новосибирской области, после окончания семилетки
работал шофером, служил в армии, был токарем, слесарем. В
двадцать восемь лет поступил в Нижнетагильское художествен-
ное училище. Его имя широкой публике открыла Вторая зо-
нальная выставка, проходившая в Перми в 1967 году223. На вы-
ставке были представлены тематические картины Коваленко
«Человек и металл», «Сталевары у пульта», «А. П. Бондин –
первый пролетарский писатель на Урале», «Индустриальный
накал».
Картина «Индустриальный накал» создает концентриро-
ванный образ современного индустриального города подобного,
скажем, хорошо знакомого художнику Нижнему Тагилу. Этот
образ оказывается сродни какой-то современной индустриаль-
ной гигантомахии: грандиозностью поражают воображение
корпуса заводских цехов, огромные работающие механизмы в
дымах, мощные ритмы змеевидных труб. Рукотворные горы ме-
таллических конструкций, внутри которых происходит безоста-
новочный рабочий процесс, кажется, с трудом сдерживают про-
явление присущего им неукротимого стихийного характера.
Уходя от повествовательности, Коваленко передает
внутреннее напряжение через экспрессию всех предметных
форм, насыщая их динамикой и стремлением к росту. Повы-
шенная эмоциональность цвета, «живая» фактура живописной
поверхности холста заряжены энергией темперамента автора.
Вид современной индустриальной мощи вызывает вос-
хищение, которое неотделимо, однако, от некоторой доли сму-
щения, возникающего у зрителя от демонстративной несомаш-
223 В 1970 году Коваленко сменил место жительства и переехал из
Нижнего Тагила в Пермь.
250