Page 247 - Советский миф в судьбе Урала
P. 247

вспышками на жерлах титанических труб»219.
         Перемены, происходящие в советском обществе, искали

возможности воплотиться, выразить себя в новом «герое време-
ни». Совершающееся сегодня, сейчас приобретало решающее
значение, заставляя художников пристальнее вглядываться в
лица современников. «В портрете есть максимум возможности
сказать о времени и о себе, почувствовать время вглубь и
вширь,» – сказал в одном из своих интервью пермский худож-
ник Е.Широков.

         Портретные работы Широкова, появившиеся на художе-
ственных выставках в 1960-1970-е годы, стали знаковым явлени-
ем не только для уральского искусства, но и для всего советского
искусства этого периода в целом. Если прежде в изобразительном
искусстве центральное место занимали портретные изображения
позирующих людей, то теперь ведущую роль стал играть портрет,
герой которого представал как человек поступка, выраженного
этического действия, обладающий собственной позицией, нераз-
рывно связанный со всем происходящим вокруг него, остро чув-
ствующий проходящие сквозь него токи времени.

         Галерею образов, созданных Е. Широковым в эти годы (в
которую вошли портреты артиста Е. Копеляна, журналиста
Б. Назаровского, художников Т. Коваленко и Е. Гудина «Балла-
да о художнике»), открывал получивший широкую известность
портрет писателя В. П. Астафьева (1969), который считают
«программным» для творчества художника.

         Создавая портрет В. Астафьева220, художник изобразил
его за чтением рукописи. Перед зрителем человек, целиком по-
груженный в свою работу. Медно-коричневый силуэт фигуры
писателя, данной почти в полный рост, чеканно выступает на
светлой глади стены. Простое открытое лицо выдает человека,
что называется, много повидавшего на своем веку. Голубой ды-
мок от папиросы может долго растекаться в пространстве, пока
не договорена будет очередная мысль в том напряженном внут-

219 Власова О. Александр Репин. Живопись: Каталог выставки. –
Пермь, 1995. С.5.
220 В 1960-е годы В.Астафьев жил в Пермской области. Здесь начина-
лась его творческая биография как писателя.

                                            246
   242   243   244   245   246   247   248   249   250   251   252