Page 253 - Советский миф в судьбе Урала
P. 253

бражения, кажется испытанным собственным жизненным опы-
том или сродни ему.

         Параллельно с работой над тематическими картинами
художник трудился над портретами рабочих, он пишет «Авто-
портрет со сталеваром А. Штейниковым», «Групповой портрет
ремонтников сельскохозяйственных машин», портреты Героев
Соцтруда В. Шатохина, А. Мишланова. В этих работах формы
подчеркнуто грубоваты, сдержанный, строгий колорит «отяже-
лен», построен на сочетаниях черного, коричневого, охристого
цветов. Изображения рабочих кажутся неотделимы от «индуст-
риального фона», так же как не отделимы их биографии от их
трудовой жизни. Представляется, что если кто-то их них отсту-
пит вглубь картинного пространства, то полностью растворить-
ся среди лесов металлических конструкций цеха.

         В портрете А. Мишланова, доведенном в своем цветовом
аскетизме почти до монохромности, при общей эмоциональной
сдержанности выделяются удивительно живые глаза. На лице
рабочего отпечаталось, привычное состояние сосредоточенно-
сти. Сознание ответственности за свой труд, за окружающих
людей, добавляющееся к необходимости постоянного удержа-
ния сложного производственного процесса в установленных
рамках, сделали не отпускающее нервное напряжение почти не-
заметным для самого героя.

         Справедливо пишет искусствовед о Т.Коваленко: «Мо-
тив противоборства и сопротивления – один из основных во все
периоды творчества. Ему чужда меланхолия, он не прельщается
изысканным, не стремится к виртуозности и разнообразию. Ему
совершенно чужд показной артистизм. Аскетизм, строгость и
собранность его живописных полотен воспринимается как нрав-
ственное состояние мира., противоположное расслабленности и
гедонизму. При аскетизме жизневосприятия – яростная энергия
жизни, опровергающая внешнюю угрюмость. У музы Коваленко
нрав уральского рабочего»224.

224 Шматенок Т. Художник Т.Е.Коваленко //Искусство Перми в куль-
турном пространстве России. ХХ век... С.169.

                                            252
   248   249   250   251   252   253   254   255   256   257   258