Page 246 - Советский миф в судьбе Урала
P. 246

Природа для Гудина – это почти всегда среда, где дейст-
вует (или может действовать) человек. Художник воспринимает
жизнь как преодоление, постоянное неослабное борение. Испы-
тываемое напряжение заставляет человека в его картинах вгля-
дываться в природу в стремлении узнать источник ее силы (от-
сюда преобладание аналитического отношения к натуре в пей-
зажах Гудина). Но чем дальше человек заходит в своих поисках,
тем больше возникает у него ощущение соприкосновения с бес-
конечностью. Остается признать соседство с этой силой как
единственно возможный способ существования. Для художника
это означает признание наличия в его персонажах силы родст-
венной природной, требуя широты натуры, твердости и мужест-
венности характера, умения выделять в жизни главное. Изматы-
вавшее прежде человека напряжение становится тогда необхо-
димым условием жизни, дающим ощущение остроты каждому
ее мгновению.

         Это не исключает конфликтности в отношениях человека
и природы, которая кроется, однако, скорее во внутренней кон-
фликтности самого человека. Подобные «сюжеты» возникают и
в творчестве Александра Репина, в частности, в работе, посвя-
щенной одному из крупнейших промышленных центров перм-
ской области – Губахе.

         В «Индустриальном пейзаже»(1974), посвященном Губа-
хе, пишет искусствовед, «пространство имеет трагический
смысл. Как глубокая воронка оно втягивает в себя мощные гео-
метрические формы скал и построек. В скалистой воронке зажа-
ты высокие черные трубы, а на дне глубокого кратера затаился
шахтерский поселок – группа мелких «кристалилических» до-
миков. Совмещение точек зрения, расчлененность объемов по-
могают создать динамический, диссонантный и в то же время
целостный образ. В этом пейзаже трагичность бытия выражена
через противоборство природы и человека.

         Воплощает эту идею и колорит, основанный на контра-
сте теплых и холодных цветов. Кажется, что серебристо-серые
скалы, спускаясь по скатам воронки, теплеют, наливаются жа-
ром, становятся сначала желтовато-бурыми, потом желтовато-
коричневыми и, наконец, раскаляются, полыхая красными

                                            245
   241   242   243   244   245   246   247   248   249   250   251