Page 242 - Советский миф в судьбе Урала
P. 242

дожника, словно бы оборванной осталась важная часть. Худож-
ник показал неведомое «мужицкое царство», где при четких со-
циальных характеристиках персонажей отсутствуют историче-
ские признаки конкретной организации жизни, ее структуриро-
ванности, движущей силы. Вроде бы предполагается, что знание
всего этого должно быть заложено в историческом сознании
самих зрителей.

         Хотя сам Геннадий Мосин стремился, наверное, к друго-
му. Скорее всего, он хотел сделать свое повествование об Урале
более полным, объемным, может быть, более «историческим»
(рассказывают, что художник собирался написать новый вари-
ант картины и назвать его «Урал Демидовский»). С другой сто-
роны, рассматриваемая картина в силу ощущающейся недоска-
занности приобрела свои особенные качества, какую-то притя-
гательную таинственность и загадочность.

         Таинственность присутствует во всем: в отсутствии обще-
го действия, царящей в картине тишине (точнее беззвучности),
плавности ритмов, подчеркивающих условность и вневременной
характер сцены, в величественном спокойствии гор, покрытых
красноватыми и темно-зелеными лесами, говорящем характере
каждой из деталей, воспринимаемых в их символическом смысле.
При той полноте ощущения красоты Урала, искренней любви и
сострадания художника к своим героям главным в картине стано-
вится некий внутренний диссонанс между разлитой на полотне
гармонией и безрадостностью тяжелой жизни людей, внутренне,
в своем духовном облике абсолютно соответствующих, совпа-
дающих с величием окружающего мира.

         Следуя этой мысли, можно обнаружить, что картина рас-
крывается вдруг как пронзительная и глубокая «дума» об
«уральском счастье». Поиск счастья во всегда связан – о чем
свидетельствует цикличный характер движения времени в кар-
тине, постоянно возвращающий все к началу – с вечным мучи-
тельным поиском смысла человеческого существования. В чем
оно: в труде, красоте, творчестве, свободе?

         Безусловно, одно – этот поиск должен простираться
дальше решения вопросов политики и власти, социальной спра-
ведливости, ибо конец человеческой жизни оказывается один.
Имея в виду подчеркиваемую художником духовную, творче-

                                            241
   237   238   239   240   241   242   243   244   245   246   247