Page 244 - Советский миф в судьбе Урала
P. 244

то, что конечным результатом их поездок становится новое бо-
лее внимательное и глубокое отношение к природе и жизни
уральской земли.

         Страстный интерес к своему краю объединил молодых
пермских пейзажистов А. Тумбасова, А. Репина, И. Борисова,
К. Собакина, писавших свои этюды на Приполярном Урале и
Вишере, Колве и Печоре, промышленных центрах области. Ак-
тивно работали в этом направлении свердловские пейзажисты
Е. Гудин, Н. Засыпкин, Н. Чесноков, А. Заусаев и другие. Одна-
ко, наиболее принципиальный характер, определивший во мно-
гом все их дальнейшее творчество, приобрели поиски Евгения
Гудина, в Перми – Александра Репина.

         Жизненные пути художников не пересекались, тем пока-
зательней представляется общность их творческих устремлений.
1960-е годы стали для того и другого годами напряженных ис-
каний и экспериментов. Хотя оба начинали как продолжатели
традиций русского лирического пейзажа (взять хотя бы картину
Гудина «Верба цветет» (1957), приобретенную Государственной
Третьяковской галереей), теперь они направляют усилия на пре-
одоление в пейзаже иллюстративности, нарочитой картинности
изобразительных мотивов, предвзятой радостности интонаций.

         На первом этапе художников увлекают колористические
эксперименты. Словно испытывая декоративные возможности
цвета, снова и снова пишет покрытые мхами и лишайниками
камни Е. Гудин в цикле работ, посвященных Северному Уралу
(1963). В этюдах Репина подобный интерес порождал особую
графичность, тяготение к усложняющимся пространственным
построениям. В любом случае новые возможности изобрази-
тельного языка создавали основу для продвижения в строну бо-
лее глубокого понимания уральской природы, отношений чело-
века с ней и с самим собой.

         Природа все больше начинает раскрываться в работах
Е. Гудина как суровая властная сила, образующая свой, само-
достаточный мир, в котором человеку приходится отвоевывать
себе место («На северных границах» (1963), «Дальние острова»
и «Белая ночь. Олени» (обе – 1965), «Полярная авиация»(1966)).
Это наполняет отличающиеся сдержанностью и немногословно-
стью пейзажи художника особой тревожной эмоциональностью.

                                            243
   239   240   241   242   243   244   245   246   247   248   249