Page 243 - Советский миф в судьбе Урала
P. 243

скую силу его героев представляется, что их действительное
освобождение может прийти как прозрение, разгадка тайны все-
го сущего.

         Несмотря на то, что художнику не удалось преодолеть
внутреннюю противоречивость «Сказа об Урале», следует при-
знать, что Г. Мосин продвинул понимание уральской истории к
той черте, за которой могло последовать ее принципиальное об-
новление. Правда, точнее было бы сказать, что он вернул все к
изначальной точке, сумев отсечь те напластования, выдумки и
откровенные искажения, возникшие за предшествующие деся-
тилетия в советской историографии.

         Картина Мосина скорее ставила вопросы. Словно ожидая
ответа, с холста вопрошали сами ее герои, требуя от потомков,
чтобы они были не мельче их, если хотят быть достойными своей
истории. От современного зрителя зависела разгадки тайны су-
ществования героев, которая избавила бы их самих от немоты и
окаменелости, чтобы уральская история ожила и превратилась
вновь в движение времени, указывая настоящему путь в будущее.

         «Суровый стиль» в изобразительном искусстве Урала
оказался больше, чем отдельным кратким эпизодом в его эво-
люции. В творчестве уральских художников он охватил все
жанры, способствовал обновлению пластического языка, всей
живописной системы уральского искусства, позволил ему об-
рести собственную поэтику, образный строй, расширил круг
тем. Этот широкий поиск отвечал потребностям 1960-х годов в
обретении нового чувства жизни. Хотя в известной мере, верно
и то, что новое ощущение жизни возникало в работах «сурового
стиля» как следствие изменений в пластическом языке и образ-
ном строе произведений живописцев. Вся эта новая художест-
венная выразительность стала органичным средством, раскры-
вающим их мироощущение, кровную связь со своей землей.

         Поиск путей обновления пластического языка живописи
на рубеже 1950-1960-х годов начинается (особенно в провин-
ции) прежде всего в пейзаже. Но художникам требовался тол-
чок, новизна впечатлений. Вслед за москвичами уральские пей-
зажисты отправляются в Заполярье, Красноярский край, на Ал-
тай, в Приморье. Постепенно все более очевидным становится

                                            242
   238   239   240   241   242   243   244   245   246   247   248