Page 245 - Советский миф в судьбе Урала
P. 245
Обнажающей при этом кажется подчеркнутая простота мотива.
Горы, небо и земля нередко как три больших плоскости образу-
ют все внутрикартинное пространство, превращаясь одновре-
менно в предельные координаты существования самого челове-
ка. Изображение будничности, так или иначе присутствующее в
постоянных контактах с природой человека, занятого своим
трудом, не лишает образы картин известной героизации так
свойственной «суровому стилю».
Александр Репин в свою очередь много внимания уделя-
ет внутренней структуре пейзажа, ритмике и пластике формы,
эмоциональности цвета. Художник встает на путь создания та-
кой картины, которая бы синтезировала его представления об
Урале, не столько передавая вид какой-либо конкретной мест-
ности, сколько давая обобщенный образ уральской природы,
вобравший в себя многочисленные конкретные наблюдения и
переживания художника.
Одной из таких первых проб в этом направлении стала
его работа «Перед грозой» (1967). Репин «строит композицию
на выразительном силуэте, так характерном для уральской при-
роды, с четким горизонтальным членением планов. На первом
плане на фоне светлой воды силуэтом вырисовывается бугри-
стый берег с лодками, далее открывается взгляду островок с
островерхими силуэтами елей и пихт, за ними уходит к горизон-
ту гладь воды. Репин изображает характерный для Прикамья
мотив с несколько тяжелым и холодным колоритом и, что прин-
ципиально ново для него, упрощает предметные формы, выяв-
ляет наиболее существенные их признаки, отказывается от
цветности прежних пейзажей, стремясь к тональному единст-
ву»218. «Весенний сказ», «Урал в апреле», «Рабочий поселок»,
«На озере» (все – 1969) и другие пейзажи художника этого вре-
мени развивали эту линию.
Если Репин решает задачу создания своего рода собира-
тельного образа уральской природы, то у Гудина акцент перено-
сится на исследование связи природы с человеком, приобре-
тающее этическое звучание.
218 Казаринова Н. Художники Перми. – Л.: Художник РСФСР, 1987.
С.71.
244