Page 241 - Советский миф в судьбе Урала
P. 241

ясь на творческое воображение и логику социальности. Именно
этими чертами в первую очередь отличалось большое полотно
«Сказ об Урале», написанное Геннадием Мосиным в 1967 году.

         Картина представляет собой как будто бы групповой
портрет собранных вместе воображением художника, уральских
мастеровых, горных рабочих, старателей и тех замечательных
умельцев, кто составил славу уральских художественных про-
мыслов. Изображение уральской истории как поколений масте-
ров одновременно заключает в себе и повествование о «жизнен-
ном цикле» вообще, о судьбе каждого отдельного человека: с
детства до старости. В этом состоит один из центральных кон-
трапунктов произведения.

         Картина Мосина могла бы, кажется, перерасти в «поэму
об Урале», если видеть только узнаваемые приметы-символы
облика и творчества уральских камнерезов, ювелиров, каслин-
ских литейщиков, особенно одухотворенное самозабвенное ли-
цо юного оружейника. Но такому представлению сопротивляет-
ся присутствие в картине могучего, но уже ссутулившегося бо-
гатыря, тяжело опирающегося на кайло, изробленного работой в
шахте сидящего старика. От этого еще более незащищенной и
хрупкой, словно льдинка выглядит в картине фигурка мальчика,
возникает тревога за судьбу девушки, провожающей (или ожи-
дающей) своего суженного.

         Не прочтешь радости ни в одном из лиц, как будто уг-
лубленных в тяжелые раздумья, красноречиво говорят о жиз-
ненном уделе героев разбитые работой руки, вызов затаен во
взгляде «пугачевского» вида уральца, среди мастеровых с опу-
щенными глазами он как вырвавшаяся искра могущего вспых-
нуть костра. Эта подчеркнутая острота социальных характери-
стик в контексте всей картины давала повод искусствоведам вы-
делять в ней в качестве центральной различные идеи. Для кого-
то это рассказ «о рабском, каторжном труде, о судьбах людей
старого демидовского Урала, осваивавших эту суровую землю»,
другие видели в ней прежде всего «утверждение духовной силы
народа, его уверенности в своем праве на жизнь».

         Думается, причина известной противоречивости воспри-
ятия работы Мосина кроется в том, что в своеобразной «истори-
ческой фотографии», зафиксированной внутренним взором ху-

                                            240
   236   237   238   239   240   241   242   243   244   245   246