Page 239 - Советский миф в судьбе Урала
P. 239

Разговор идет о фактическом состоянии, о непосредственном
живом чувстве героя романа, природе его личности.

         И это тоже проявление своего рода «наследственности»
(в Привалове, по замечанию Мамина, «хорошая кровь»). При-
выкший к роскоши, наследник огромного состояния, выпускник
Петербургского университета он внутреннее ощущает себя
здесь, на Урале частью народа Именно этим прежде всего про-
диктовано его стремление к соучастию в народной судьбе. В
этом он ощущает нравственную опору, позволяющую ему в
одиночку плыть против течения.

         Напротив, в фильме Лапшина нет и намека на созида-
тельную роль первых уральских фундаторов, на исторические
закономерности и особенности развития края, так занимавшие
Мамин-Сибиряка, на внутренние духовные силы Урала (старо-
обрядческие бороды здесь лишь символ отсталости и невежест-
ва). Коренные уральские типы, их сила, мощь, энергия, воля,
страстность отмечены в фильме только со знаком минус.

         Неуместным кажется и разговор о каком-то нравствен-
ном падении заводчиков. Они плохи, что называется, по опреде-
лению как представители «эксплуататорского класса».217 То, что
Сергей Привалов принимает за любовь на самом деле всего
лишь ловкая комбинация опекунов. Несчастная семейная жизнь
героя в этих условиях становится лишь последним толчком,
безжалостно разрушающим карточные домики его мечтаний.

         Чем более убедительны создатели фильма, тем сильнее
хочется бежать из этого удушливого, непросветленного, косного

217 Исправить это впечатление и показать неоднозначность характера
главных уральских заводчиков режиссер попытается в другом, снятом
десятилетием позже мрачном и даже каком-то депрессивном фильме
«Демидовы». Сначала Акинфий (в исполнении Е. Евстигнеева), а по-
том Никита Демидов (В. Спиридонов) будут весь фильм метаться, раз-
дираемые непрекращающимися внутренними борениям между патрио-
тизмом, служением России и собственным корыстолюбием. Но ос-
тающееся главное условие – непременно продемонстрировать обре-
ченность в исторической перспективе героя-заводовладельца – сведет
все усилия режиссера достичь исторической и психологической досто-
верности на нет.

                                            238
   234   235   236   237   238   239   240   241   242   243   244