Page 238 - Советский миф в судьбе Урала
P. 238

Для зрителей кинокартины совершенно ясно, что «изме-
нение жизни» имеет только один смысл – «освобождение тру-
дящихся». Это освобождение может быть делом только самих
рабочих. Заслуга демократически настроенные «новых людей»,
таких как Лоскутов (в исполнении И.Ясуловича, создающего на
экране узнаваемый типаж), Надя Бахарева в том, что они помо-
гают становлению классового самосознания рабочих. Путь ре-
волюционной борьбы в исторической перспективе является, по-
вторяют известный тезис авторы фильма, единственно подлин-
ным путем «освобождения» Урала!

         Насколько такой взгляд соответствовал позиции самого
Мамин-Сибиряка?

         Писатель видел отличие Урала от Центральной России
(что не было понято современной ему критикой) в сохраняв-
шемся в крае нравственном здоровьем и единстве народного
духа. Мамин-Сибиряк не давал читателю забыть о том, что ны-
нешние уральские миллионщики – это вчерашние разбогатев-
шие мастеровые, лавочники, крестьяне. Аморальность их суще-
ствования состояла, по мнению писателя, в его эгоизме, в отно-
шении к «чисто национальным богатствам» как к средству ис-
ключительно личной наживы216.

         Неправедность жизни этих людей Мамин-Сибиряк по-
нимает как угрозу коррозии единого национального духа, «пор-
чи» национального характера. Именно нарушение нравственно-
го закона, циничное попрание интересов национального целого
становится в «Приваловских миллионах» причиной саморазру-
шения «хозяев жизни» и источником стагнации развитии края.

         В тяжелой ситуации самого Привалова спасает от отчая-
ния его связь с народным духом. Упоминание о подобной «свя-
зи» в данном случае не является привычной «фигурой речи»
(так же, как само наличие такой связи не относится к особым
личным заслугам героя). Не связано оно и с какими-либо его
умозрительными идеями или идеологическими установками.

216 Этот вопрос, поставленный в острой форме Маминым-Сибиряком,
составлял и продолжает составлять одну из главных тем уральской
истории.

                                            237
   233   234   235   236   237   238   239   240   241   242   243