Page 237 - Советский миф в судьбе Урала
P. 237

тельно, превратился в «визитную карточку» Свердловской ки-
ностудии. Это заставляет, оставив в стороне художественные
достоинства киноленты, игру актеров, критически отнестись к
тому образу Урала, его истории, которое было в ней представ-
лено.

         С самого начала следует признать, что, несмотря на при-
сутствующие в фильме декларации о богатстве «страны Урал»,
талантливости уральских рабочих, видовых картин могучих
уральских «кряжей» и бескрайних «далей», само изображение
края осталось по-советски традиционным. Это образ дремучего
медвежьего угла, бесконечно удаленного от столиц и центров
просвещения. Здесь от века царствуют произвол заводовладель-
цев, грабящих рабочих, самодурство купечества (фильм начина-
ется со сцен продолжающейся третий месяц свадьбы сына купца
Каннуникова), мелочные интриги провинциальных чиновников,
воровство опекунов. Семейные тайны и возникшие состояния
замешаны тут на крови и преступлениях.

         Петербургско-заграничный облик Сергея Привалова,
возвращающегося в родные места, лишь подчеркивает дикость
местных нравов, жизни представляющей собой гремучую смесь
архаических порядков, которых придерживаются бородатые
«хозяева жизни» (вчерашние мужики), и жалких претензий
здешней «образованной» публики. Противостоят этому миру
обездоленные и угнетенные рабочие приваловских заводов,
«полыхающие классовой ненавистью» к своим угнетателям.
Чуть ли не в народное восстание превращается торжественная
встреча Привалова, приехавшего на один из заводов.

         Понятно, что в таких условиях прекраснодушные мечты
Привалова об улучшении жизни народа, изменении положения
на заводах выглядят абсолютно утопичными, изначально обре-
ченными на неудачу (так же как очевидным видится исход
борьбы, разворачивающей вокруг прав на приваловское наслед-
ство). Источник идеализма героя фильма – превращающий его в
«лишнего человека», невесть откуда явившегося в это «темное
царство» – коренится в представлении, что движущей силой пе-
ремен в крае призваны стать сами заводчики, что они нуждают-
ся в позитивном примере, что следует взывать к их нравствен-
ным чувствам.

                                            236
   232   233   234   235   236   237   238   239   240   241   242