Page 227 - Советский миф в судьбе Урала
P. 227

страстную героическую «поэму о революции»209. Отличие
уральских художников заключалось в том, что они предприняли
честную и бескомпромиссную попытку представить, что должно
было означать в реальных условиях эта, пусть исторически оп-
равданная, правота одной части общества (его революционного
авангарда) перед остальными.

         Это позволило авторам картины выразить основную кол-
лизию и логику революции глубже и полнее, чем они сами мог-
ли предположить на тот момент. Среди всего того наивно-
романтического, что было сказано и спето шестидесятниками о
«комиссарах в пыльных шлемах» уральские художники сумели
приблизиться к исторической правде ближе, чем кто-либо иной.
Благодаря этому картина Г. Мосина и М. Брусиловского «1918-
й», опередив время, отделилась от их авторов и начала само-
стоятельную жизнь210.

         Подобное же можно было бы сказать и о другой работе
уральцев – скульптурной композиции «1929 год. Межи перепа-
ханы», созданной в конце 1950-х годов Львом Головницким.
Для молодого челябинского скульптора история первых десяти-
летий советской власти были постоянным предметом творче-
ского осмысления, дающим материал для поиска героико-
романтических образов211.

209 В этом не позволяют усомниться и другие работы художников та-
кие, как «Похороны жертв революции» (1959), «Политические. 1905
год» (1964) Г.Мосина, «Красные командиры времен гражданской вой-
ны на Урале» (1969), «На Колчака» (написанные в соавторстве с
М.Брусиловским).
210 Если в 1960-е годы одним из лейтмотивов была известная мысль о
том, что «революцию в белых перчатках не делают», то в 1990-е годы
новым явилось лишь то, что, как открылось, в буквальной ленинской
интерпретации это выражение имело следующий вид: «Как же можно
совершить революцию без расстрелов?!»
211 «Орленок» Головницкого – памятник, посвященный юным героям
революции и гражданской войны на Урале – был представлен в 1957 г.
на Всесоюзной художественной выставке в Москве. (В станковом ва-
рианте «Орленок» экспонировался на всемирных выставках – «Экспо»
в Брюсселе и Монреале). Позже скульптором были выполнены другие
работы, посвященные начальному периоду советской истории («Два-

                                            226
   222   223   224   225   226   227   228   229   230   231   232