Page 228 - Советский миф в судьбе Урала
P. 228

Многофигурная композиция «Межи перепаханы», по-
священная коллективизации. Она представляет собой как бы
единый пластический монолит, заданный одним тяжелым рит-
мом. Центральной фигурой композиции стал рабочий. Он вы-
ступает вперед, держа на руках безжизненное тело убитого ку-
лаками молодого тракториста. Несколько на задний план кажут-
ся отодвинутыми родители погибшего: старик-крестьянин при-
жал к груди жену, которая не в силах вынести полученный удар.
Открытый драматизм происходящего трактуется скульптором
как кульминация столкновения самых разных смысловых пла-
нов человеческого бытия: исторического, личного, обществен-
ного, экзистенциального.

         В отличии от поглощенных своим горем крестьян рабо-
чий приковывает к себе внимание своей заряженностью к дей-
ствию. Во всем его облике, в выражении лица боль переплавля-
ется в гнев и ярость. Для него случившееся – часть той непри-
миримой борьбы, которая ведется с классовыми врагами. Яро-
стный испепеляющий взгляд рабочего несет им обещание бес-
пощадности. Начатое «социалистическое преобразование» де-
ревни будет доведено до конца!

         Абсолютная убежденность героя-рабочего в правоте сво-
его дела – это убежденность самого автора композиции. Но от-
стаивая безусловную для него историческую оправданность пе-
релома в крестьянской жизни скульптор, оставаясь честным пе-
ред своей совестью, не может не видеть другого. В «Межах пе-
репаханных» рабочий представляет собой ту силу, которая вла-
мывалась, врезалась в жизнь русской деревни, ломая ее на кор-
ню. Стремление железной рукой гнать к счастью тех, кто еще не
видит известного герою пути, не готов разделить его убежден-
ность на деле приводит к новым страданиям, увеличивая чело-
веческое горе.

         Жертвы оправдывались интересами построения идеаль-
ного будущего, а следовательно все действующие лица коллек-
тивизации оказывались в ожидании суда истории. Будущее
должно было сделать окончательно ясным: нужна ли была такая

дцатые годы» (1967), цикл «Гимн борцам» (1969).

                                            227
   223   224   225   226   227   228   229   230   231   232   233