Page 226 - Советский миф в судьбе Урала
P. 226

в Москве) предшествовала серьезная борьба, потребовавшая от
уральских художников стойкости и мужества207.

         Фигура Ленина, возвышающаяся на затянутом кумачом
деревянном помосте, словно вознесена над Красной площадью,
митингующими и зрителями картины. Фоном оратору служит
грозовое небо и полошащиеся на ветру красные знамена. В на-
пряженной, как бы сдерживающей прорывающуюся энергию,
позе Ленина, суровом, почти яростном выражении его лица208,
сжатых кулаках выражение тех тяжелых слов, которые он с си-
лой бросает в массу. Во всем облике вождя непреклонная реши-
мость и готовность идти до конца. Так полководцы, посылая
свои армии на смертный бой, требуют от солдат быть беспо-
щадными к врагам.

         Весь образный строй картины усиливает, концентрирует
это впечатление. Подробности, способные «приземлить» проис-
ходящее, придать ему вид жанровой композиции, связать с од-
ним конкретным событием опущены. Полыхающий кроваво-
красный цвет пытается и не может поглотить темные и «сталь-
ные» силуэты Ленина и стоящих отдельной группой его сорат-
ников. В кажущейся статичности фигур – самозабвенная реши-
мость этих людей; в четкой ритмичности композиции – вызов
стихии, подчиняемой их непреклонной воле. (Только та рево-
люция чего-либо стоит, которая умеет защищаться!)

         Достаточно вспомнить незыблемо утвердившийся, начи-
ная с картин И. Бродского, благостный стиль изоленинианы,
чтобы представить оглушительное воздействие, производимое
на современников работой Мосина и Брусиловского. При этом
сами художники искренне верили в правоту революции, стре-
мясь скорее создать, как позже стали писать искусствоведы,

207 Затем картина экспонировалась на всемирном Биеннале (1965) в
Венеции и выставке в ГДР (1967). А после всего этого была «сослана»
в Волгоградский музей.
208 «Это не лицо, а какое-то рыло!» – кричал перед картиной один из
охранителей традиционной ленинианы из правления Союза художни-
ков СССР (местными силами по этому поводу было организовано
письмо старых большевиков, утверждавших, что Ленин изображен не
так).

                                            225
   221   222   223   224   225   226   227   228   229   230   231