Page 225 - Советский миф в судьбе Урала
P. 225
ность, становятся явлениями представляющими «суровый
стиль» в советском искусстве. Более того, уральские художники,
словно испытывая открывшиеся возможности, пошли еще
дальше, не желая делать исключение для каких-либо тем. На-
пример, активно обратились к разработке историко-
революционному жанру и святая святых – лениниане.
Для шестидесятников вообще характерно было обост-
ренное отношение к истории революции и гражданской войны.
В большевистской революции видели, прежде всего, эпоху ро-
мантической веры и чистоты, беззаветного отстаивания идеалов
и кавалерийских атак. Шестидесятники пытались через время
восстановить непосредственную преемственную связь с рево-
люцией, события которой превращались в важнейшую часть
современности, сегодняшнего дня (говорили, что новости тогда
искали не в свежих газетах, а в стенографических отчетах 30-
летней давности). Казалось, что обретение исторической правды
явится опорой обновления социализма, будет способствовать
овладению энергией истории, вернет советскому обществу чув-
ство обладания исторической инициативой.
В ходе праздничной подготовки страны к 50-летию рево-
люции (и следующего за ним 100-летию Ленина) на Урале, как и
повсюду, по-прежнему строго исполнялся весь список традици-
онных мероприятий: выходят воспоминания старых большеви-
ков – «ленинской гвардии Урала», снимаются фильмы о «герои-
ческих подвигах» Блюхера, Малышева и А.Валека, создаются (и
будут создаваться) живописные полотна вроде «Надеждинские
ходоки у Ленина», а в свердловском оперном театре ставится
опера «Товарищ Андрей».
На таком фоне настоящим потрясением стало появление
картины Г. Мосина и М. Брусиловского «1918-й», демонстра-
тивно порывавшей с допущенными способами изображения
данной темы. Вокруг картины сразу завязалась ожесточенная
дискуссия. Появлению картины на выставках (зональной «Урал
социалистический» (1964), всесоюзной «На страже мира» (1965)
224