Page 225 - Советский миф в судьбе Урала
P. 225

ность, становятся явлениями представляющими «суровый
стиль» в советском искусстве. Более того, уральские художники,
словно испытывая открывшиеся возможности, пошли еще
дальше, не желая делать исключение для каких-либо тем. На-
пример, активно обратились к разработке историко-
революционному жанру и святая святых – лениниане.

         Для шестидесятников вообще характерно было обост-
ренное отношение к истории революции и гражданской войны.
В большевистской революции видели, прежде всего, эпоху ро-
мантической веры и чистоты, беззаветного отстаивания идеалов
и кавалерийских атак. Шестидесятники пытались через время
восстановить непосредственную преемственную связь с рево-
люцией, события которой превращались в важнейшую часть
современности, сегодняшнего дня (говорили, что новости тогда
искали не в свежих газетах, а в стенографических отчетах 30-
летней давности). Казалось, что обретение исторической правды
явится опорой обновления социализма, будет способствовать
овладению энергией истории, вернет советскому обществу чув-
ство обладания исторической инициативой.

         В ходе праздничной подготовки страны к 50-летию рево-
люции (и следующего за ним 100-летию Ленина) на Урале, как и
повсюду, по-прежнему строго исполнялся весь список традици-
онных мероприятий: выходят воспоминания старых большеви-
ков – «ленинской гвардии Урала», снимаются фильмы о «герои-
ческих подвигах» Блюхера, Малышева и А.Валека, создаются (и
будут создаваться) живописные полотна вроде «Надеждинские
ходоки у Ленина», а в свердловском оперном театре ставится
опера «Товарищ Андрей».

         На таком фоне настоящим потрясением стало появление
картины Г. Мосина и М. Брусиловского «1918-й», демонстра-
тивно порывавшей с допущенными способами изображения
данной темы. Вокруг картины сразу завязалась ожесточенная
дискуссия. Появлению картины на выставках (зональной «Урал
социалистический» (1964), всесоюзной «На страже мира» (1965)

                                            224
   220   221   222   223   224   225   226   227   228   229   230