Page 224 - Советский миф в судьбе Урала
P. 224

строили его на бумаге, на холсте, на сцене, на экране. Он был
очень похож на настоящий, но сохранял все черты идеального
романтика. Вот почему П. Вайль и А. Генис заметили, что
«...сами 60-е были литературным произведением»206.

         Уральские художники, вслед за московскими, принялись
осваивать новую поэтику, изобразительный язык. «Сплавщики»
(1959) Е. Гудина, «Рыбаки» и «Геологи» (1963) пермяка
В. Мальцева, «Геологи» (нач. 1960-х) О. Бернгарда, другие кар-
тины уральцев были еще во многом связаны с традиционной
живописью, но в них уже ощущалось дыхание другого времени,
появившаяся у художников возможность экспериментировать,
пробовать себя в иной манере.

         Тематизм «сурового стиля» вряд ли мог представляться
для уральских живописцев чем-то необычным и экзотическим.
Рабочие и строители (бетонщики, сварщики, монтажники) и
раньше неизменно были персонажами их картин. Свой всегда
был у них Север (Полярный Урал), хватало тайги и гигантских
промышленных строек. Важнее для уральцев оказалось начав-
шееся обновление художественной системы, языка советской
живописи.

         «Суровый стиль», разрушая художественные стереоти-
пы, менял оптику, видение привычных образов и сюжетных мо-
тивов. Постепенно приходило понимание того, что поиск сто-
личными художниками новых выразительных средств – это по-
иск жизненной правды. Чем больше новый изобразительный
язык обнаруживал серьезность этих претензий, тем сильнее за-
хватывал уральских художников общий процесс постижения
этой Правды времени. Им оказались близки и пафос утвержде-
ния чистоты принципов социализма, и развернувшаяся борьба
за социальную справедливость, и культ рабочего человека, соз-
даваемый современным изобразительным искусством.

         Не случайно ряд произведений уральских художников,
созданных именно в этот период, получают всесоюзную извест-

206 Торунова Г.М. Мифология шестидесятников. URL:
http://www.ssu.samara.ru/campus/RIO/Lit3wave/1_2.htm (дата обращения
15.10.2004)

                                            223
   219   220   221   222   223   224   225   226   227   228   229