Page 231 - Советский миф в судьбе Урала
P. 231
С появлением известных произведений Шолохова и Си-
монова была связана попытка начать разговор о человеке на
войне, показать ту войну, которую вел народ. Пока еще не сло-
жились новые определения и официальные оценки, в советской
литературе и кино на некоторое время возникли герои-
мальчишки, на долю которых выпало отстаивать страну (вспом-
ним хотя бы кинофильм «Баллада о солдате»).
Многие уральские художники тоже были всерьез захва-
чены этим потоком. Войну изображали даже те, кто в дальней-
шем крайне редко будет обращаться к жанровой живописью
(например, пейзажист Е. Гудин пишет картины «К своим»,
«Солдатки. В годы войны», а пермяк Е. Широков создает сю-
жетно-тематические картины «Освобождение», «Хлеб – фрон-
ту» и другие). Среди них несколько особняком стоят работы
М. Брусиловского «В снарядном цехе» (1963) и «Урал. 1942
год» (1965-1973), представляющие собой, как это ни странно,
редкую попытку в уральской живописи, без пафоса, сдержанно,
но со всей искренностью рассказать о тех, кто своим трудом в
тылу, на уральских заводах сделал возможным Победу и о том,
какой ценой она далась.
Картина Брусиловского «Урал. 1942 год» не содержала
прямого развернутого повествования о тяжелом труде, невзго-
дах и лишениях, выпавших на долю людей в тылу. Художник
избрал другой путь. На холсте представлена группа женщин ша-
гающих плотной группой на фоне заводов. Женские фигуры в
огромных мужских бушлатах, рабочей спецодежде, громадных
рукавицах заполняют все пространство картины. Зритель дол-
жен физически ощутить, что не просто женские тела заключены
в эти чужие для них почти скафандры, но кажется, женские ду-
ши вонзили в чужеродную для них среду непосильных, неподъ-
емных мужских дел и обязанностей.
Все фигуры сливаются в единую массу, различны только
женские лица, сохраняющие индивидуальность. Встречающаяся
красота и утонченность вызывает здесь не восхищение, а трево-
гу – такая легко может истаять, исчезнуть, надорваться в своей
готовности идти до конца, по сравнению с теми, более земными,
кто принимает происходящее проще, покоряясь неизбежному.
Но все они: старшие и молодые, красивые и дурнушки поддер-
230